Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа.
Цель методической работы — повысить уровень профессиональной компетентности педработников школы для реализации целей развития учащихся, совершенствования образовательного процесса.
Функции и задачи методической работы в школе представлены в таблице.
№ |
Задача |
Результат |
1. Функции методической работы по отношению к общегосударственной системе образования, психолого-педагогической науке, передовому педагогическому опыту. | ||
1.1 | Осмысление социального заказа, уяснение ориентиров образовательной политики, конкретных программно-методических требований, приказов и инструкций вышестоящих органов образования. | Точное понимание всеми учителями своих обязанностей |
1.2 | Внедрение достижений и рекомендаций психолого-педагогических наук. | Повышение научного и методического уровня организации образовательного процесса |
1.3 | Внедрение достижений передового педагогического опыта. | Интеграция лучшего опыта в систему работы учителей |
2. Функции методической работы по отношению к педагогическому коллективу школы. | ||
2.1 | Выработки общих позиций по актуальным проблемам образования | Единство целей педколлектива |
2.2 | Анализ образовательного процесса в школе и его результатов, выявление изменений в уровне знаний, умений и навыков, воспитанности и развитости школьников | Совершенствование организации педагогического процесса |
2.3 | Предупреждение и преодоление недостатков и затруднений в педагогической деятельности учителей | Рост уровня профессионального мастерства педагогов |
2.4 | Выявление, обобщение и распространение педагогического опыта, рождённого внутри коллектива, обмен ценными педагогическими находками | Повышение статуса школы, взаимодействие с ОУ района |
2.5 | Сплочение педагогического коллектива, превращение его в коллектив единомышленников | Результативность работы школы |
2.6 | Приобщение коллектива к научно-исследовательской работе по актуальным проблемам школы | Обеспечение развития школы |
3. Функции методической работы по отношению к конкретному учителю, классному руководителю. | ||
3.1 | Рост мастерства каждого учителя, который определяется умениями оптимально строить процесс обучения | Сформированность умений планирования, реализации плана, анализа результатов |
Стремясь к совершенствованию методической работы, практикуем использование различных организационных форм. Динамика использования форм работы отражена в таблице.
№ | Форма | Учебный год | ||
2012-2013 |
2013-2014 |
2014-2015 |
||
1. | Педагогический совет |
+ |
+ |
+ |
2. | Методический совет |
+ |
+ |
+ |
3. | Методические объединения |
+ |
+ |
+ |
4. | Временные творческие группы |
+ |
+ |
+ |
5. | Рабочие группы |
— |
+ |
+ |
6. | Педагогический консилиум |
+ |
+ |
+ |
7. | Единый методический день |
+ |
+ |
+ |
8. | Педагогические чтения |
— |
— |
+ |
9. | Школа молодого учителя |
+ |
+ |
+ |
10. | Педагогическая лаборатория |
— |
— |
+ |
11. | Семинар-практикум |
+ |
+ |
+ |
12. | Мастер-класс |
— |
+ |
+ |
Высшей формой коллективной методической работы является педагогический совет. Большую роль в управлении методической работой, как целостной системы, принадлежит методическому совету. Он координирует всю методическую работу школы, в которой функционирует три методических объединения. С учетом специфики кадрового состава школы используются такие формы методической работы как творческие группы, рабочие группы. Актуальность данных форма работы доказана при подготовке к переходу на ФГОС НОО и в условиях последующей реализации стандарта.
С 01.09.13. педагогический коллектив школы начал работу над Единой методической темой: «Системно-деятельностный подход как средство реализации ФГОС второго поколения», что позволит обеспечить реализацию стандарта.
В результате проведения целенаправленной методической работы учитель выходит на новый профессиональный уровень. Следовательно, и взаимодействие в системе «Учитель — ученик» дает более эффективные результаты обучения, формирует и развивает личность учащегося, включает его в самообразовательную, научно-исследовательскую деятельность.